Консультация логопеда

Причины трудностей

в развитии речи детей

Существует много причин, создающих проблемы в раз­витии речи, и не всегда можно сказать, что именно приво­дит к определенным трудностям или отставанию.

В от­дельных случаях проблема легко определяется как физиче­ская. Частичная или полная потеря слуха влияет на то, как ребенок обучается, понимает и говорит. Такие особен­ности, как незаращение верхней губы или нёба, влияют на речь.

Однако не все физические недостатки мешают речи. Дети с синдромом Дауна могут, например, пройти те же стадии развития речи, что и здоровые, но гораздо медленнее.

Вызвать языковые трудности может эмоциональная жизнь ребенка. Сюда входят собственные чувства малыша, то, как он относится к своему окружению, реакции на со­бытия в его жизни, а также поведение взрослых и других детей. Влияние эмоциональных факторов весьма различно, и делать общие выводы о «хорошем» и «плохом» опыте рискованно, поскольку дети по-разному реагируют в, каза­лось бы, одинаковых ситуациях.

Если взрослый очень мало говорит с младенцем или пока неразговаривающим малышом, то этот ребенок может недобрать опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться ей самому. Ребенку не будет хватать услышан­ных слов, он не будет знать, какое удовольствие достав­ляет общение со взрослым.

Более старший и владеющий речью ребенок может оказаться заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаше всего состоит из запрещений вроде «нельзя» или «замолчи».

Роль взрос­лых в развитии детской речи проявляется еще и в том, как они понимают норму, или что, по их мнению, является «правильной» речью. И повторение вслед или легкое заи­кание могут перерасти в серьезную проблему, если их реакция заставляет малыша чувствовать себя глупым или шалуном. Взрослые, у которых слишком высокое мнение о языковых возможностях ребенка, могут обескураживать его, постоянно указывая на ошибки.

В отдельных случаях ребенок может быть заторможен­ным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания его погрешностей. Иногда один ребенок сковывает другого, выделяя ему роль малы­ша. Не всегда при этом «малыш» моложе своего опекуна. Случается, близнецы изобретают собственный язык и та­ким образом создают самостоятельную ячейку, исключаю­щую общение со сверстниками и взрослыми.

Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни или дли­тельные периоды несчастий. За этим надо следить, хотя, конечно, не все дети реагируют одинаково.

Зачастую не вполне ясно, почему у ребенка трудности с языком или отставание в развитии. Не стоит бесконечно выискивать причины, лучше помочь, начав какую-либо практическую работу с малышом.

 

Проблемы детской

речи и произношения

Дети, которые поздно начинают говорить

Некоторые дети отчетливо произносят слова еще в воз­расте до года. Большинство начинает пользоваться слова­ми на втором году жизни. К двум годам должны появлять­ся признаки речи.

Определенное беспокойство вызывают дети, которым почти два с половиной года и которые не пытаются заговорить. Если нормальный ребенок почти двух лет не проявляет потребности заговорить, надо провести наблюдение типичного для него дня.

Желательно выяснить, пытается ли ребенок общаться со взрослыми посредством любых звуков или жестом.

Если у него не получается об­щение со взрослыми, возможно, он пробует установить контакт с другими детьми.

Если малыш хочет как-то об­щаться, то в ближайшие месяцы могут появиться слова.

Если в период от полутора до двух лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, то возможно, что энер­гия уходит именно на это, а не на язык.

Однако если ребенок достиг двух с половиной лет, то отсутствие речи должно настораживать, независимо от того, насколько он продвинулся в остальном или насколько выразительно его бессловное общение.

Ребенок своим поведением может по­казать, что понимает определенный объем того, что ему говорят. Это может быть признаком, свидетельствующим, что он уже явно учится языку у других и слушает.

Но если уже прошло несколько месяцев после второго дня рожде­ния, все же закономерно ожидать речи и от него самого.

Исходным для каждого ребенка

является его предыду­щий опыт.

Специальные игровые занятия с такими детьми могут дать желаемый эффект. Для кого-то из детей может потребоваться до или во время занятий особый подход. Малыш, воспринимавший взрослую речь в основном как упреки в свой адрес, должен усвоить, что некоторые взрослые разговаривают вместе с ребенком и хотят слу­шать его.

У ребенка, испытывающего немалое давление со стороны взрослых, страх допустить ошибку может пере­силивать желание говорить и, следовательно, лишить его любого шанса на успех и радости познания. В этом случае требуется много одобрений, отсутствие всякой критики и, прежде всего, несложная игра, в которой малыш легко сможет преуспеть.

Если ребенок, не умеющий говорить, невосприимчив в целом или реагирует лишь на определенные звуки, необ­ходимо проверить его слух. Очень трудно оценивать слух в период до трех лет, поскольку внимание в таком возрасте ограниченно. Тут надо выявить, не слышит ребенок или не желает слушать.

Но, несмотря на трудности, необходимо добиться проверки слуха, если есть подозрения о частичной или полной его потере. Чем раньше это обнаружится, тем быстрее можно скорректировать работу с малышом или же снабдить его слуховым аппаратом.

 

 

Как побудить детей начать говорить

Побуждать ребенка выучивать простые слова можно, выделяя специальное время на игровых занятиях. Занятия, на которых происходит знакомство со словами, должны быть приятными малышу и заключать в себе значительный шанс на успех, чтобы последний стимулировал ребенка.

На этой начальной стадии игра принесет наибольшую пользу, если ребенок учит названия предметов, которые достаточно доступны для его восприятия. Это дает детям возможность попрактиковаться.

Хороший начальный набор пособий для детей, которые пока не говорят или только учатся говорить, должен включать пять-шесть знакомых предметов и картинок с изображением тех же предметов. Это могут быть кукла, чашка, ложка, игрушечный автомобиль, книжка, расческа или другие объекты, которые малыш видит каждый день.

Подобрать соответствующие картинки очень легко — вы­режьте отдельные страницы из книжек, в которых печатается одна четкая картинка на каждой странице. Для более долгого пользования наклейте их на картон и оберните прозрачной пленкой. Есть много способов использования таких наборов предметов и картинок.

Некоторые дети с готовностью и удовольствием воспринимают простые вопросы и ответы товарищей. Задавать вопросы можно по-разному, чтобы выявить уровень речи и понимания ребенка.

Если показывают картинку или предмет и спрашивают: «Что это?» или «Как это называ­ется?», то ожидают, что ребенок даст правильное название. Однако малыш может и без слов показать, что знает назва­ние предмета. Так, на вопрос «Где мишка?» или просьбу «Покажи мне чашку» он указывает пальцем или берет предмет (картинку) в руки. Если, по мнению взрослых, ребенок чрезвычайно застенчив, то неплохо построить во­прос таким образом, чтобы он мог сам выбрать форму ответа.

Если взрослые чувствуют, что на ребенка прежде оказывалось давление, то целесообразнее не задавать прямых вопросов. Но это не значит, что взрослым следует молчать, они могут разговаривать о занятии и действиями показы­вать, какую игру предлагают.

Дети с ограниченной речью могут понять то, что требуется, после нескольких показов, например простого сравнения или классификации пред­метов.

Другим способом начала обучения простым словам является сопоставление знакомого детям предмета с его изображением на картинке. Сделать это очень просто пу­тем ограничения числа возможных картинок до двух-трех. В несложном разговоре с ребенком взрослый знакомит малыша с названием каждого предмета и его изображе­нием.

Еще одна простая игра: ребенок получает задание рассортировать набор игрушек так, чтобы машины попали в одну коробку, ложки в другую и т. д. Картинки можно разрезать пополам и смешать несколько штук, чтобы по­лучилась простейшая головоломка. Ребенок составляет верхние и нижние части, а взрослый называет предметы, стараясь первое слово предоставить маленькому партнеру по игре, если он к этому готов.

В любом из данных приме­ров речь взрослого должна быть простой и состоять из повторяющихся ключевых слов, без ненужного давления на ребенка («А теперь поищем мишку. Хорошо, ты нашел мишку. А вот и ложка»).

В дальнейшем потребуются два набора одинаковых картинок — один на планшете, а дру­гой - в виде карточек лото. Сопоставление свободных картинок с такими же картинками на планшете может продемонстрировать взрослый: от ребенка не требуется понимания слов, необходимых для объяснения правил. Малыш, усваивающий отдельные слова, пользуется одним планшетом при помощи взрослого; вряд ли он справится с игрой в лото с другими детьми.

Главное в этих играх, чтобы они были простыми.

Когда у ребенка появятся интерес к играм и уверенность в себе, взрослый сможет использовать игровые материалы и об­мениваться с детьми вопросами и ответами для расшире­ния их лексикона.

Дети, которые не хотят говорить

Некоторые дети предпочитают не говорить, хотя и мо­гут, и такая «избирательная немота», как это принято на­зывать, может быть различной для разных людей и ситуа­ций. Если взрослый (родитель или любой человек) прояв­ляет властность, то ребенок иногда реагирует тем, что прекращает говорить. Некоторые дети отказываются гово­рить в яслях или детском саду, хотя дома они с радостью говорят. Многие застенчивые дети поначалу молчуны, но постепенно обретают уверенность в использовании слов, однако у ряда детей проблема не в одной застенчивости.
Причину молчания такого ребенка определить очень труд­ но, и взрослые чувствуют себя уязвленными и сердятся. Взрослому надо быть честным с самим собой, чтобы эмо­ции не испортили его контакт с малышом.

Первый шаг здесь — попытаться выяснить, говорит и общается ли молчун с кем-либо? Сотрудники дневных яслей, в которых мне довелось работать, были очень оза­бочены по поводу как будто бы молчаливого трехлетнего мальчика. Его мало интересовала жизнь группы, и малыша трудно было втянуть в занятия. Озабоченность взрослых ослабла, когда они однажды услышали, что мальчик один в туалете поет песенку, которую отказался петь утром. В разговоре с его матерью выяснилось, что дома малыш говорит о занятиях в яслях и вполне определенно чему-то научился.

Некоторые дети, не желающие говорить в яслях, но охотно говорящие дома, иногда почему-то заговаривали в детском саду. Если ребенка невозможно заставить гово­рить, остается только быть наготове и подбадривать малы­ша. Если он явно что-то усваивает, то вам надо постарать­ся, чтобы ваше неудовольствие не переросло в отрицатель­ное отношение к ребенку. Ребенку надо регулярно созда­вать возможность поговорить. Но совсем не стоит лишать его игрушек, добавки за обедом и т. п., если он этого делать не хочет. Наказание редко стимулирует у ребенка желание разговаривать и к тому же создает атмосферу борьбы между взрослыми и детьми.

Может обнаружиться, что у ребенка, который молчит и общается с помощью жестов (указывает на игрушки), развитое понимание речи. Пока ребенок слушает и указы­вает, можно проверить, как он понимает вопросы и зада­ния — от простых типа «Где кукла?» до более сложных: «Положи желтый карандаш под коробку и дай мне линей­ку».

ДЕТИ, КОТОРЫХ ТРУДНО ПОНЯТЬ ДРУГИМ

Ребенок,, только начинающий учиться говорить, произ­носит некие весьма своеобразные комбинации звуков и слрв, понятные только близким взрослым и детям. С раз­витием речи ребенка чужим становится легче его понимать. Близким малышу взрослым легко усвоить привычку за­полнять пробелы в его речи. Тревожит то, что они не осознают, до каких пор можно продолжать это делать. Ведь с возрастом речь ребенка должна становиться яснее. Тут очень хорошим источником может быть опыт гостей, незнакомых с малышом. Порою бывает так, что делается слишком много скидок для ребенка без учета его возраста, тогда как нужны какие-то другие пути, чтобы помочь ему сделать речь более внятной.

Таким детям нужен от взрослых образец ясной и прос­той речи, который поможет им сосредоточиться за один раз на нескольких четких словах.

Начать надо с попытки замедлить речь ребенка, чтобы понять, сколько слов скрыто в неразборчивом потоке зву­ков. У некоторых детей с языковыми затруднениями появ­ляется привычка «съедать» начала или окончания слов. Если это накладывается на хаотичность, внезапное отста-пание и возобновление речи или какой-то выразительный жаргон, понять ребенка в целом невозможно.

Можно выяснить, есть ли в словаре ребенка настоящие слова, попросив его назвать отдельные картинки или пред­меты. Он может внятно произносить слова по отдельности, но те же слова в предложении наползают на другие, и их нельзя ясно услышать. Большинство из занятий попроще, предлагаемых в данной главе, подходят для того, чтобы ребенок замедлял темп и произносил короткие внятные фразы. Если малышу нравятся песенки и распевки, то они могут оказать хорошую помощь, поскольку стабильный ритм сообщит его речи большую равномерность. Если от­дельные слова и короткие фразы ребенка все же понять трудно, необходима консультация логопеда, а то и проверка слуха малыша. Не стоит пренебрегать такой проблемой или делать вид, что понимаешь речь ребенка. Иначе он * либо будет расстраиваться из-за своего недостатка, либо поверит, что его речь понятна окружающим.

Трудности артикуляции

Нередко бывает, что в почти школьном возрасте дети затрудняются произносить некоторые звуки. Если этих звуков немного и ребенка не заставляют почувствовать себя глупым, то помощь чуткого взрослого сможет выпра­вить положение. Может потребоваться помощь или совет логопеда, чтобы определить серьезность проблемы и здра­вый подход к ее решению. Ниже предлагаются несколько простых идей, как помочь детям посредством игры.

Следует внимательно прислушиваться к ребенку, испы­тывающему трудности с языком. Некоторые дети могут произносить звуки правильно, но делают это не в тех мес­тах.

Например, умея произносить твердый «к», они говорят «тошта» вместо «кошка». Ребенок может не замечать свою ошибку, но, вероятно, заметит преднамеренную ошибку взрослого. У других детей звук вообще не получается. Ре­бенок справляется с трудностями, заменяя одни звуки другими — «лыба» (рыба), «шобака» (собака) — или даже пропуская их совсем — «ка'андаш».

Эти недостатки проявляются сильнее, когда дети пыта­ются завести разговор, да к тому же быстрый. Хороший способ слушать ребенка — это иметь в распоряжении не­хитрую книжку с картинками или набор предметов и спра­шивать их названия по одному. Если там встречаются трудные звуки, можно будет услышать, как малыш справ­ляется с ними. Затем составляется список звуков, трудных для данного ребенка, в который включают примеры нару­шения произношения этих звуков в словах. Тот, кто имеет фонетическую подготовку, может использовать знаки транс­крипции, но примеры ошибок в словах — это весьма прак­тичный способ сбора информации по проблеме.

Если трудности касаются многих звуков, это может серьезно искажать речь и затруднять ее понимание. Даже небольшие сложности произношения могут расстроить ре­бенка и требуют чуткой помощи. Основа помощи — это дать малышу возможность попрактиковаться, не акценти­руя особо его внимание на недостатках. Этой цели могут служить картинки, игрушки, песни, звуковые игры.

Взрос­лый может использовать метод «ошибка понарошку».

Если вместо «к» говорится «т», надо подобрать не­сколько картинок или предметов, начинающихся на «к». Взрослый берет куклу или указывает ее на картинке. С улыбкой спрашивает: «Это букла?» и легко качает головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизво­дит ошибку ребенка: «Это тутла?» Наконец, надо спросить: «Это кукла?» При этом кивок и улыбка подскажут малы­шу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, перестаньте подсказывать и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спро­сите: «Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?» Дождитесь ответа «да» и подтвердите: «Да, это кашка».

Другой способ заставить ребенка правильно повторять звуки — это звуковая игра.

Если у него не получается, это еще не неумение произнести слово, и ребенок может уве­ренно продолжать попытки. При некотором воображении со стороны взрослых различные звуки можно отрабаты­вать, играя в животных, транспортные средства, используя распевки. Звук «с» можно присвоить змее, «р» — рычащему тигру и так далее.

Когда ребенок освоит звуки в играх, ему, возможно, понравится проговаривать забавные рифмовки. Простейшие фразы вроде «Пушка пухает «пух-пух» лучше взрослых скороговорок. Когда уверенность в обращении с трудным звуком возрастет, ре­бенок сможет и захочет повторять фразы и детские песен­ки, совсем недоступные ему ранее.

И последняя рекомендация. Если какая-то определенная замена звуков принята в окружении ребенка, например диалектное «цоканье» и др., то подобное нарушение не следует считать проблемой. Ребенок учится тому, что слы­шит. Подрастая, он поймет, что другие произносят слова по-иному, и самостоятельно сможет выработать новый акцент.

Проблемы беглости речи

Очень многие малыши в процессе речи делают на или повторяются в поиске нужных слов. Если взрослые уделяют ребенку время и внимание, его речь постепенно становится более беглой. Ребенок вряд ли будет делать успехи, если вы будете подчеркивать этот недостаток. Луч­ше всего показать ему, что вы готовы терпеливо ждать, пока он что-то -скажет. С таким ребенком не стоит сер­диться— это только ухудшит положение. Лучше увер малыша, что вы слушаете и ждете его слов.

Некоторые дети комкают слова просто потому, что . таюгся говорить слишком быстро. Они могут при э; запинаться и возвращаться к началу фразы, делать па; в непредвиденных местах. Опять-таки очень важно пика-' зать малышу, что у взрослых есть время, чтобы его слушать. Если нужно, взрослые могут предложить: «Повто-рп-ка это снова, помедленнее».

Детям, запоминающим или понимающим слова, можно помочь, повторяя с ними стишки или распевки, подобр, ные так, чтобы закрепить размеренный ритм. Это помо» ребенку настроиться. Также полезно отбивание ритма в песенках или в процессе игр со звуками и словами. Можно говорить о том, например, как дети взбираются все выше и выше (повышая при этом тон) к вершине горки и съез­жают (тон опускается) до самого низа.

Запинки в речи в некоторых случаях возникают на эмоциональной почве. Если взрослый подозревает, что в жизни ребенка происходят тревожные события, он должен проявлять чуткость и терпение. Бывает целесообразно предоставить малышу, возможность выразить свои заботы не с помощью речи, а каким-то другим способом, например через фантазийную игру. Большинство запинающихся детей преодолевают проблему благодаря терпеливости и доброжелательности взрослых. Однако если эти проблемы семейного происхождения, то тут, конечно, нужен совет специалиста.

Запинающиеся дети в некоторых ситуациях могут чув­ствовать себя свободнее, и тогда этот недостаток проявля­ется меньше. Наблюдение за тем, как это происходит, дает взрослому очень полезную информацию. Однако если ре­бенок часто напряжен и беспокоен, если запинание можно отнести за счет волнения или же оно само заставляет' малыша волноваться, требуется помощь логопеда. Другие характерные признаки детского поведения под воздейст­вием запинания включают' гримасы, зажмуривание или топанье ногами в трудные моменты речи. Помощь детям в физической координации

Характерной для некоторых детей с отставанием или неупорядоченностью речи является и слабая координация движений. Неловкость может проявляться как затруднение в точных движениях, например при строительстве из куби­ков или рисовании, а также в более общем виде, когда ребенок натыкается на предметы, роняет вещи и вообще плохо удерживает руками. Если у читателей есть дети с затруднениями и речи, и координации движений, то можно посмотреть статью Хелен Хейг, рекомендующую, как обра­щаться с «неуклюжими» детьми*. Логопеды также смогут дать консультацию по этой проблеме.

Многие игровые занятия помогают малышам в области физического развития. Ребенку со слабой координацией поможет игровое занятие с уклоном в физическую сторону. Пользование карандашом, ножницами, мелом и другими материалами, что способствует точной координации, по­началу может быть очень трудным и обескураживать. Тут лучше подходят игры, требующие широких движений. Это, например, игры с большими мячами — катание, простые броски и ловля, метание. Хлопки и маршировка способст­вуют развитию чувства ритма. Полезна игра «Саймон ска­зал» с простыми правилами — ребенок должен копировать пример взрослого. Она может стать частью приятной игры, в которой найдется дело и другим детям. Взрослый должен быть чутким к тому, на что способен ребенок. Фан­тазийные игры предусматривают больше широких движе­ний, например игра в поезд; более точную координацию (наливание воды, игры с формочками, планшетиками или мешочками) можно отрабатывать, когда ребенок освоит их.

Риск перегрузки детей взрослой речью

Во многих программах для детей с отставанием в язы­ке особо выделяется роль взрослых, включая вопросы для детей и пути оказания помощи. Появился новый акцент (особенно в ясельном воспитании) —общее значение уст­ных вопросов взрослых к детям, предусматривающих ис­пользование различных интеллектуальных навыков. Выска­зывались аргументы, что подобными вопросами взрослые могут оценить способности ребенка и помочь их дальней­шему развитию. Этот подход применяется, например, в работе Марион Бланк и Джоан Таф.

Однако в работе группы Томаса Корэма из Лондон­ского университета прозвучало сомнение в эффективности устных требований взрослых, обращенных на навыки де­тей. В обзоре других работ и докладе о собственных ис­следованиях Барбара Тайзард утверждает, что повседнев­ный стиль требовательности взрослых в общении с детьми неэффективен для стимуляции обучения ребенка. Группа выявила проблему в том, что дети не обязательно (или вообще не) отвечают на вопросы своих воспитателей. Со­гласно наблюдениям, которые группа проводила в домаш­них условиях, тот же ребенок гораздо активнее говорит дома с матерью*.

Одним из практических, выводов был такой, что дети, перегруженные взрослой речью, могут учиться очень быст­ро, чтобы избегать ответов на вопросы или отвечать лишь несколькими словами. Обе эти реакции очень бедно отра­жают реальные способности ребенка.

Взрослые, работающие с малышами, могут тут вполне резонно воздеть руки и сказать: «Подумать только! Что же нам делать?» Разочарование вполне понятно. Пытаясь ос­мыслить различные программы и элементы исследования, полезно помнить некоторые руководящие принципы:

а) дети много берут от взрослых, поэтому важно,
сколько и как те говорят с детьми;

б) принятие взрослыми на себя активной роли в фор­
ме требовательного стиля общения с детьми нашло отра­
жение в специальных программах, направленных на обу­
чение детей в некоторых областях знания;

в) нет свидетельств тому, что такой требовательный
стиль в качестве основной части повседневного общения

взрослых с детьми, действительно помогает им обучаться быстрее, а на деле он может и мешать;

г) наибольшую требовательность взрослых лучше оста­
вить для специальных игровых занятий с детьми;

д) взрослым надо обязательно следить за своей речью.
Это, однако, не значит, что любое и каждое общение с
ребенком должно иметь дидактическую цель. Дети имеют
такое же право отдохнуть и позабавиться, как и взрослые,
проводящие с ними время. Перебор в требовательности со­
здает довольно тяжелую атмосферу.

Элементы хорошего общения взрослых с детьми

Выше уже отмечалось, что взрослые чересчур полага­ются на устную речь, стараясь, чтобы дети говорили. По­лезно всегда помнить, что именно важно в общении взрос­лого с младенцем, и знать, что то же в основном относит­ся и к общению с более старшими детьми. »

Некоторые исследователи и практики очень заинтере­совались общением матери и младенца*. У младенцев с хорошим развитием способностей к общению постоянно проявляются отдельные важные особенности:

а) между матерью и младенцем идет двустороннее об­
щение— поначалу это обмен улыбками, потом — звуками;

б) важным элементом этого общения является то, что
мать и дитя вступают в него по очереди, и дитя усваивает
правила очередности;

в) мать реагирует на сигналы ребенка, и ребенок ус­
ваивает ряд способов привлечь внимание, начать общение
и поддержать его.

Эти мысли об элементах общения можно соотнести с тем, что ранее говорилось о риске перегрузить детей взрослой речью. Если взрослый в разговоре доминирует и определяет тему воп.росами, то беседа становится одно­сторонней, а общение несбалансированным. Очередность сокращается или контролируется взрослым, а сигнал, что ребенок хочет общения, лишь изредка принимается взрос­лым во внимание. Некоторые, дети, похоже, более способ­ны терпеть ограниченное,общение, а отдельные ограниче­ния вроде бы неизбежны, когда взрослый работает с группой, но он не должен удивляться, если детей не очень увлекает такое ограниченное общение.

Учитесь слушать детей

Вероятно, недостаток программ, сосредоточенных на том, что взрослые должны говорить детям, — это отсутст­вие акцента на том, как взрослым надо слушать.

Очень часто взрослые нечутки и друг к другу; неудивительно, что они не слушают и детей. Значение серьезного внима­ния взрослых к детям уже подчеркивалось; стоит упомя­нуть его снова.

Ребенок, даже не достигший пяти лет, чувствует, когда взрослый его не слушает. И не потому, что тот отвернулся, когда малыш говорит. Главное — ребенок чувствует, что взрослый знает правильный ответ и готов подсказать нуж­ные слова, чтобы помочь малышу независимо от того, что он уже сказал в интервале.

Взрослым надо прислушивать­ся, не слишком1 ли они усердствуют в этом, поскольку в результате ребенок не научится говорить достаточно хо­рошо. Даже самая благорасположенная речь взрослого в конце может оказаться бесполезной, если он не удостаи­вает ребенка вниманием, не показывает, что слушает, согласуя свои слова с тем, что сообщает ребенок.

Чуткость взрослых к своей речи

Одно из главных воздействий на развитие речи детей оказывает речь взрослых. Это проявляется по-разному:

Очень большое значение имеет то, старается ли взрос­лый говорить с детьми или же для них. Это касается как беседы с малышом, который еще не говорит, так и беседы с ребенком, уже освоившим навыки речевого общения. Необходимо предоставлять детям возможность отвечать в любой удобной для них форме. Разговор взрослого с ребенком, короткий или длинный, принесет наибольшую пользу, если учитываются языковые способности малыша. Конечно, речь взрослого всегда должна быть свободной от всего непонятного для ребенка. Непонимания не воз­никает, если взрослые всегда будут готовы объяснить, вы­разить что-то по-иному, если они умеют замечать призна­ки, свидетельствующие, что малышу что-то неясно.

Речь детей развивается успешнее, когда взрослый ста­рается сделать беседу приятной для них. Неизбежны, ко­нечно, моменты, в которые в речи взрослых звучит «Нельзя!», но преобладать должны все же периоды, когда бесе­да — источник удовольствия и развлечения

Взрослые могут помочь своим подопечным, прислушиваясь к себе. Важно осознать, какое разнообразие мы можем сообщить в своей речи.

Контакты

223823 Минская область, Любанский район, д.Загалье, ул.Школьная, д.15

zagalye@luban.edu.by


Тел: 8(01794)60846