Алгоритмизация и программирование. Индивидуальная программа по учебному предмету «Информатика»

Автор-составитель: Власовец Василий Михайлович, учитель информатики ГУО «Загальский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя  школа  Любанского района»

Предлагаемый курс индивидуальных занятий направлен на обучение учащихся методам исследования реальной действительности путем построения и анализа математических моделей. Программа расширяет и углубляет знания учащихся в области моделирования, основ алгоритмизации и программирования. Индивидуальные занятия планируются для учащихся 8-11 классов учреждений общего среднего образования.

Индивидуальные занятия рассчитаны на работу в течение двух лет по 2 часа в неделю. В случае необходимости учитель может проводить индивидуальные занятия в течение двух лет или года, выбрав для этого подходящие темы. Порядок изучения тем учитель может изменить в соответствии с подготовленностью учащихся.

Пояснительная записка

Нашей стране необходимо иметь много  специалистов в сфере  IТ-технологий в связи с развитием цифровой экономики, способных создавать программное обеспечение. Поэтому, как и в спорте, тренировка информатика-учащегося требует  много времени. Потому лучше начать работу как можно раньше. Конечно, что для успешной защиты исследовательской работы необходимо внимательно разобрать и прочно усвоить теоретические сведения, получить прочные умения и навыки по работе с различным пронраммным обеспечением. Золог успеха на районной (областной) конференции исследовательских работ – систематическая самостоятельная работа в течение всех годов обучения в школе. Информатику, как и математику невозможно изучить за неделю – только планомерные длительные занятия сделают более сложные исследования простыми и легкими. Также решение нестандартных и разнообразных ситуаций необходимо для привития интереса к информатике ученикам, которые желают испытать свои силы в разных турнирах и конкурсах. Данный план предназначен внести разнообразие в школьную программу по информатике и сделать более богатым выбор нестандартных задач. Данные занятия помогут расширить кругозор и повысить математическую культуру.

Изучение систематического курса  информатики в 6-9 классах по программе для учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования, создает хорошие предпосылки для углыбления, расширения и изучения наиболее общих методов решения заданий и составления программ на языке Паскаль в 10-11 классах. Предлагаемая индивидуальная программа строится в органической связи с изучаемыми  по общей программе материалам и является его натуральным развитием и обобщением.

Программа предусматривает изучение отдельных вопросов, которые непосредственно присоединяются к основному курсу и углубляют его путём включения наиболее сложных задач, исторических сведений, материала увлекательного характера при необходимом расширении теоретического материала.

Учителю, который работает с учеником по индивидуальной программе, необходимо заботиться о доступности предлагаемого материала для ученика и о планомерном развитии их интереса к предмету. Сложность исследования должна возрастать постепенно. Прежде чем приступить к более сложному исследованию, надо изучить исследуемую проблему в различных источниках (литература, Интернет),  рассмотреть решение более простых исследовательских заданий, которые входят в исследуемую проблему как более сложную.  Развитию интереса  изучения информатики содействует публичное выступление с полученными результатами исследования.

Предлагаемая индивидуальная программа поможет подготовить учащегося к изучению в вузах предметов, связанных с математическим моделированием и программированием.

Программа расширяет и углубляет знания и умения учащихся в области теории построения математических моделей и имеет алгоритмическую направленность.

Опыт исследовательской работы, приобретенной учащимися при решении задач на моделирование, будет способствовать успешному решению задач повышенной сложности по информатике. Этот опыт будет полезным при получении ими в дальнейшем математического, естественнонаучного, технического, экономического образования.

Цели и задачи

Приучать учеников не только точно исполнять разнообразные предписания, но и формировать общие приёмы поисковой деятельности, а именно:

ü вырабатывать умения выделять и формулировать гипотезы, искать  пути для их обоснования или, напротив, опровергать их;

ü приучать учеников к точному, экономному, выразительному высказыванию мысли;

ü выработка умений алгебраически смоделировать задачу на языке информатики и найти ответ на вопрос задачи, используя усвоенные математические методы;

ü развитие учеников, которые имеют определенные математические способности и проявляют интерес к изучению информатики;

ü создать благоприятные условия для интеллектуального развития учеников в соответствии с их интересами, целями, способностями и требованиями;

ü  воспитание таких черт особы, как самостоятельность, самоконтроль, настойчивость в преодолении трудностей, целеустремленность, выразительность, точность высказываний, критичность и вариативность мышления;

ü сформировать интерес к изучению профессии, связанной с программированием;

ü обучить учащихся структурному программированию;

ü приобрести знания и навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте;

ü освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке программирования;

ü развить логическое и алгоритмическое мышление учащихся;

ü сформировать навыки грамотной разработки программ;

ü углубить знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.

Методические   рекомендации

по организации   индивидуального занятия

Занятия целесообразно проводить в форме лекций и практикумов, тренингов с использованием активных методов обучения (поисковых, проблемных, исследовательских) Учитель должен организовать изучение некоторых теоретических тем, помочь ученику с ними разобраться, обеспечить литературой, создать условия для самоутверждения. Основная часть времени должна отводиться как самостоятельной работе ученика, так и индивидуальной, с разбором ошибок и недостатков, выбором рационального решения.

Данный маршрут предусматривает обязательные индивидуальные задания. Необходимо организовать обобщение, повторение, изучение нового материала.  Необходимо разбирать изученные и новые методы решения заданий.

На занятиях необходимо иметь дополнительную и справочную  литературу.

При необходимости возможно перестановка тем и часов.

Формы и методы проведения занятий

Обучение предполагает, прежде всего, наполнение учебного материала упражнениями и задачами различной сложности. Для проведения занятий могут быть использованы различные формы. В каждой конкретной ситуации учитель может самостоятельно выбирать те методы обучения, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам и позволяют достигать намеченных целей.

В учебном процессе должно быть уделено особое внимание самостоятельной работе учащихся — решению домашних заданий, проработке дополнительного учебного материала, разбору готовых решений.

Выбор базового языка программирования остается за учителем.

У учителя есть возможность самостоятельно отводить определённое количество часов на прохождение той или иной темы в зависимости от подготовленности учащихся, дифференцированного и индивидуального  подхода к ним.

План занятий с учащимся

по подготовке исследовательской работы по информатике

по 2 часа в неделю (на два учебных года)

занятия

Т Е М А

Дата

проведения

1

Темы исследований по информатике

2

Объект и предмет исследования

3

Ознакомление с перечнем предлагаемой тематики

4

Консультация по темам исследования

5

Этапы выполнения исследовательской работы

6

Изучение литературы по вопросу

7

Изучение спровочной литературы

8

Изучение прорабатываемых заданий в Интернете

9

Тематика ИР по информатике, отобранных на область

10

Выбор темы в соответствии со своим интересом

11

Изучение источников авторами работы

12

Собственный анализ изучения темы

13

ИР-победители по информатике на областном КИР-2017

14

Версии языка Паскаль

15

Среда исполнителя

16

Система команд исполнителя

17

Цель исследовательской работы

18

Конструкция «следование»

19

Создание программ на «следование»

20

Реализация программ на «следование»

21

Задачи исследовательской работы

22

Конструкция «повторение»

23

Цикл с параметром

24

Создание и реализация программ с циклом с параметром

25

Методы исследования

26

Индивидуальная консультация по выбранной теме

27

Условия исполнителя

28

Вариативность обстановки

29

План исследовательской работы

30

Цикл «Пока» с условием

31

Создание программ с циклом « Пока»

32

Реализация программ с циклом « Пока»

33

Содержание исследовательской работы

34

Конструкция «ветвление»

35

Логические выражения

36

Составные условия

37

Обоснование актуальности исследования

38

Программы с ветвлением

39

Создание  программ с ветвлением

40

Реализация программ с ветвлением

41

Теоретическая значимость работы

42

Программы с циклами и логическими выражениями

43

Создание  программ с циклами и условиями

44

Реализация программ  с циклами и условиями

45

Практическая значимость работы

46

Программы с переменными-счетчиками

47

Создание  программ с переменными-счетчиками

48

Реализация программ с переменными-счетчиками

49

Вложенные циклы

50

Комбинации вложенных циклов

51

Создание  программ с вложенными циклами

52

Реализация программ с вложенными циклами

53

Вспомогательные алгоритмы

54

Процедуры без параметров

55

Создание  программ с  процедурами без параметров

56

Реализация программ с процедурами без параметров

57

Фактические и формальные параметры

58

Процедура с параметрами

59

Создание  программ с процедурами с параметрами

60

Реализация программ с процедурами с параметрами

61

Стандартное поле размера 9 x 11

62

Процедура StandardField без параметров

63

Задания для стандартного поля

64

Создание и реализация программ для стандартного поля

65

Поле размера N x M

66

Процедура Field(N,M)

67

Задания для произвольного поля

68

Создание и реализация программ для стандартного поля

69

Создание новых лабиринтов

70

Модуль RobotMake

71

Файл RobTasks.pas

72

Процедуры модуля RobotTaskMaker

73

Регистрация новой группы заданий

74

Процедура RegisterGroup

75

Автоматическая регистрация в модуле PT4Load

76

Работа над группами заданий

77

Процедура RegisterTask

78

Связывание имя задания с процедурой

79

Процедура, генерирующая конкретное задание

80

Тип модуля RobotTaskMaker

81

Шаги создания группы заданий для исполнителя

82

Создание модуля RobTasks.pas

83

Создание полей с помощью модуля  RobTasks

84

Регистрация группы и задания

85

Задание с конфигурацией случайного поля

86

Тематика собственноручно разработанных задач

87

Создание  собственноручно разработанных лабиринтов

88

Регистрация собственноручно разработанных заданий

89

Секция инициализации заданий

90

Решение  разработанных лабиринтов

91

Решение  разработанных лабиринтов

92

Создание заданий для самостоятельного решения

93

Требования к оформлению исследовательской работы

94

Оформление работы.

95

Введение исследовательской работы

96

Структура индивидуального проекта учащегося

97

Выводы. Заявка для участия в районном КИР

98

Практическое использование результатов исследования

99

Целесообразность исследования

100

Дальнейшие планы развития исследования

101

Список литературы исследовательской работы

102

Приложения исследовательской работы

103

Тезисы работы

104

Структура доклада

105

Основные этапы проведенного исследования

106

Результаты экспериментов

107

Анализ полученных результатов

108

Аннотация работы

109

Советы докладчику при ответе на вопросы

110

Как готовиться к выступлению на районном конкурсе ИР

111

Создание презентации

112

Редактирование презентации

113

Форматирование презентации

114

Настройка презентации

115

Пробная защита проекта

116

Обсуждение результатов, дискуссия

117

Регистрация для участия в районном КИР

118

Защита работы среди оппонентов

119

Беседа и спор с оппонентами

120

Критерии оценивания учебного исследования

121

Раздаточный материал для жюри

122

Основные причины отклонения работ

123

Публичная защита на районном КИР

124

Результаты конкурса

125

Анализ проделанной работы

126

Учет замечаний на районном конкурсе

127

Исправление ошибок и неточностей

128

Причины успеха или неудачи в конкурсе

129

Доработка исследовательского проекта

130

План развития исследования

131

Поиск новых идей для проекта

132

Подготовка нового материала проекта

133-140

Реализация новых идей по проекту

Ожидаемые результаты

После успешного прохождения индивидуальных занятий учащийся получит представление:

-       о методах алгоритмизации и программирования;

-       о методах решения задач на языке программирования;

-       об использовании комбинаторики, рекурсии, динамических переменных, переменных-счётчиков, случайных чисел при решении  и составлении различных заданий

Индивидуальные занятия предполагают:

-       развитие алгоритмического мышления учащихся;

-       повышение творческой и исследовательской деятельности;

-       повышение интереса учащихся к программированию.

Рекомендуемая литература

  1. Ахо, А. Структуры данных и алгоритмы / А. Ахо, В. Хопкрафт, Д. Ульман. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 384 с.

  1. Кормэн, Т. Х. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Х. Кормэн, Ч. И. Лейзерсон, Р. Л. Ривест. — М.: МЦНМО, 2000. — 960 с.

  1. Котов, В. М. Информатика: методы алгоритмизации: 10-11 классы / В. М. Котов, О. И. Мельников. — Мн.: Народная асвета, 2000. — 221 с.

  1. Окулов, С. М. Программирование в алгоритмах / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. — 341 с.

  1. Котов В. М. Информатика. Методы алгоритмизации / В. М. Котов, О. И. Мельников. — Мн.: Народная асвета, 2000. — 221 с.

  1. Окулов С. М. Основы программирования / С. М. Окулов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 440 с.

Контакты

223823 Минская область, Любанский район, д.Загалье, ул.Школьная, д.15

zagalye@luban.edu.by


Тел: 8(01794)60846