Профориентационная работа в шестой школьный день как важное звено подготовки учащихся к самостоятельной жизни и осознанному профессиональному выбору

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.

 

Вопрос «Кем быть?» — один из главных вопросов для каждого молодого человека, от решения которого зависит его дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия – это удовлетворенность процессом труда, возможность максимального проявления творчества, основа осуществления всех жизненных планов.

Одним из основных направлений работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день является трудовое воспитание обучающихся.

Трудовое воспитание в шестой школьный день предполагает включение обучающихся в педагогически целесообразную созидательную деятельность в различных формах: учебный труд, общественно полезный труд, производительный труд.

В качестве приоритетных задач трудового воспитания в шестой школьный день можно назвать следующие:

1) ознакомление учащихся с основами современного производства, научной организацией труда, трудовым законодательством, техникой и технологиями, социально-экономическими проблемами;

2) вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда (планировать свою деятельность; организовывать свое рабочее место, свой труд; работать со схемами, чертежами, картами; владеть мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.); работать спростейшими инструментами, станками и др.);

3) развитие нравственно-трудовых качеств личности: трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, честности, добросовестности, уважения к людям труда и результатам их деятельности и др.;

4) формирование у учащихся мотивов трудовой деятельности, развитие познавательных и профессиональных интересов, наклонностей и способностей, стремления применять знания на практике, потребности в творческом труде;

5) побуждение учащихся к сознательному выбору профессии и получению допрофессиональной подготовки.

Профессиональная суббота

Важное звено трудового воспитания – профориентация учащихся. В трудовых делах развиваются общественно значимые мотивы выбора профессии, способность мобилизовать все свои силы.

Особую роль в осуществлении профессиональной ориентации учащихся в шестой школьный день играют специалисты социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования. Работа педагога-психолога и педагога социального включает следующие направления деятельности: профинформирование; диагностику (помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей); коррекцию личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности; оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления; морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков.

Важное место в трудовом воспитании, профориентации учащихся занимают производственные экскурсии, которые помогут расширить кругозор детей, уточнить их интересы и профессиональные склонности, а также сформировать у обучающихся положительное отношение к труду взрослых. Оформление школьных уголков профориентации должно способствовать формированию трудовых потребностей, опыта, знаний и умений учащихся. Одним из направлений профориентационной работы является взаимодействие с учреждениями высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, управлением по труду, занятости и социальной защите населения.

Актуальной становится необходимость формирования конкурентоспособной личности учащегося, которая благодаря своим качествам способна вступать в конкурентную борьбу и добиваться успеха в различных видах деятельности.

Учитывая государственную политику, основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждением общего среднего образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования. На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

Особое внимание следует уделить преодолению стереотипа о том, что рабочие специальности – удел неуспешных выпускников школы. Высокотехнологичное оборудование, которое сегодня используется на наших предприятиях и в хозяйствах, предъявляет самые высокие профессиональные требования к людям, работающим на заводах и фабриках, в поле и на ферме. Эта работа уже скорее умственная, чем физическая, в комфортных условиях, с достойной оплатой труда. Сегодня об этом должны говорить с обучающимися не только педагогические работники, но и представители субъектов хозяйства страны. Старшеклассники должны видеть реальную заинтересованность в их труде на производстве, возможность успешной реализации через рабочие специальности, хороший старт для профессионального роста и карьеры.

К профориентационной деятельности должны быть привлечены все субъекты – это классные руководители, учителя-предметники, семья подростка, социально-педагогическая и психологическая служба, библиотекарь, государственные и общественные организации, представители средств массовой информации, медицинский работник школы, администрация школы.

Проведение мероприятий во внеурочное время относится к активной форме привлечения внимания педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров к вопросам профориентации. Классные и информационные часы, мероприятия шестого школьного дня, на которых учащиеся в активной форме с использованием современных информационных технологий продолжают знакомиться с миром профессий, лучшими представителями и специалистами различных сфер трудовой, предпринимательской, образовательной и научной деятельности.

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Советы взрослых членов семьи часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, главная цель которой направлена на оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Формы профориентационной работы с родителями:

– проведение родительских собраний с приглашением представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

– лектории для родителей, в т.ч. с выступлениями представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

– индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями учащихся;

– анкетирование родителей учащихся;

– привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами (проведение бесед, классных часов, круглых столов и т.д.);

– информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования нашего города и т.д.);

– привлечение родителей учащихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

– использование родительской помощи в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

– помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

Традиционным в школе стало проведение недели профориентации, целью которой является содействие в появлении у учащихся устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания. Знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

План Недели выстраивается таким образом, что в каждом классе, с 1-го по 11-й, с учётом возрастных особенностей обучающихся последовательно рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением:

формирование реалистичной самооценки;

направленность личности;

развитие эмоциональной сферы;

уточнение профессиональных интересов и склонностей;

знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.

В рамках проведения Недели профориентации в школе проходит выставка рисунков учащихся о профессиях. Неравнодушными остаются и родители учащихся, которые с удовольствием предоставляют для оформления стенда свои фотографии, отражающие профессиональную деятельность, помогают в изготовлении кукол и поделок профессиональной направленности. Совместная работа учащихся 1-4 классов и их родителей отразилась в написании сочинений о профессиях мамы и папы.

Неделя профориентации завершается подведением итогов, творческим конкурсом «Минута славы» среди учащихся. Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. Конкурс через таланты участников позволил узнать о различных профессиях чуть больше. Для ребят этот конкурс стал настоящим праздником, которого они ждали с нетерпением. В зале не было равнодушных к творчеству ребят. Болели за конкурсантов родители, педагоги и одноклассники. В ходе мероприятия между номерами болельщики команд отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины, играли, делали выводы. Ребята очень активно принимают участие в мероприятии, показывают хорошие знания о профессиях.

Выставку литературы по профориентации готовит библиотекарь – необходима профессиональная реклама и агитация.

При этом наша задача состоит в том, чтобы при выборе профессии учащийся ориентировался на актуальные и перспективные потребности общества для обеспечения успеха своей профессиональной самореализации, руководствовался тремя правилами: «надо» (потребности рынка труда) – «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) – «могу» (склонности, способности, возможности личности).

Контакты

223823 Минская область, Любанский район, д.Загалье, ул.Школьная, д.15

zagalye@luban.edu.by


Тел: 8(01794)60846