Дошкольное образование

Развивающие журналы для дошкольников

Журнал "Топа"

(учредитель Министерство образования Республики Беларусь)

  • Для детей 2-4 лет
  • Ежемесячный журнал
  • Яркие цвета, крупные элементы рисунков!
  • Развитие логики, тренировка мелкой моторики
  • Большой формат: 30 х 25 см, удобный для малышей
  • Без текста! Порядок выполнения заданий изображен на картинках.

Журнал "Топа. Вырезалочка"

(учредитель - Министерство образования Республики Беларусь)

  • Для детей 2-4 лет
  • Задания на вырезание и приклеивание для малышей
  • Тренировка мелкой моторики, развитие логики
  • Яркие, крупные иллюстрации, большой формат: 3- х 25 см
  • Порядок выполнения заданий изображен на картинках
  • Ежемесячно!

Журнал "Рюкзачишка"

(Учредитель - Министерство образования Республики Беларусь)

  • Для детей 4-7 лет
  • Ежемесячный красочный журнал
  • Познаем мир играя!
  • Развиваем логику, речь, осваиваем навыки счета, знакомимся с буквами
  • Стихи и сказки, раскраски и поделки, задания и конкурсы.

Журнал "Рюкзачишкины прописи"

(учредитель - Министерство образования Республики Беларусь)

  • Для детей 4-7 лет
  • Игровые задания на развитие глазомера и мелкой моторики, умение ориентироваться на строке и в клеточке
  • Штриховки, отработка написания элементов цифр и букв. Графические задания и диктанты
  • Ежемесячно!

  • Для детей от двух до пяти лет
  • В каждом номере  упражнения для развития мышления, внимания, памяти, мелкой моторики руки; стихи и сказки; занимательные раскраски, самоделки, логические игры, аппликации, страничка для родителей
  • Все задания даны в игровой форме, иллюстрируются прекрасными рисунками
  • Ежемесячно!

  • Ежемесячно!
  • Включает добрые сказки, увлекательные задания для развития

  • Ежемесячно!
  • Включает увлекательные задания, добрые сказки, яркие рисунки, веселые игры - все, что нужно малышу для гармоничного развития
 

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ! ПАМЯТКА для родителей об опасностях открытого окна

Основные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь и здоровье детей:

- ребенок не может находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть;

- фурнитура окон и сами рамы должны быть исправны, чтобы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком;

- если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении, а закрывать окно полностью не хотите, то в случае со стандартными деревянными рамами закройте окно на шпингалеты и снизу, и сверху (не пренебрегайте верхним шпингалетом, так как нижний довольно легко открыть) и откройте форточку;

- в случае с металлопластиковым окном, поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно;

- нельзя надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах – из этого режима окно легко открыть, даже случайно дернув за ручку;

- не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, просто необходимо оборудовать специальными устройствами, блокирующими открывание окна;

- воспитывайте ребенка правильно: не ставьте его на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких «игр»;

- объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения.

ПОМНИТЕ! Только бдительное отношение к своим собственным детям со стороны вас, РОДИТЕЛЕЙ, поможет избежать беды!

Проверьте прямо сейчас, где находятся ваши дети!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ

ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА

Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми – ежегодно с наступлением весны отмечается рост несчастных случаев, которые связаны с выпадением маленьких детей из окон. Как подтверждает медицинская статистика, через клинические больницы, которые специализируются на детском травматизме, ежегодно проходят десятки людей, выпавших из окон. В большинстве случаев дети получают тяжелую сочетанную травму, которая сопровождается черепно-мозговыми травмами, повреждением центральной нервной системы, конечностей, костей, внутренних органов (разрывом селезенки и печени), что требует длительного лечения и восстановления, которое может исчисляться неделями, а то и месяцами.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

ЗАПОМНИТЕ 7 ПРАВИЛ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ НЕЛЕПОЙ ГИБЕЛИ ВАШЕГО РЕБЕНКА!

1 ПРАВИЛО: Не оставлять окно открытым, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.

2 ПРАВИЛО: Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна. Ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно упирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже годовалого ребенка.

3 ПРАВИЛО: Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон и стеклянных дверей.

4 ПРАВИЛО: Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребенок не взобрался на подоконник.

5 ПРАВИЛО: Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.

6 ПРАВИЛО: Тщательно подобрать аксессуары на окна. В частности средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должны быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребенок может с их помощью взобраться на окно или запутаться в них, тем самым спровоцировать удушье.

7 ПРАВИЛО: Установить на окна блокираторы, препятствующие открытию окна ребенком самостоятельно.

ПОМНИТЕ!

Существуют различные средства обеспечения безопасности окон для детей. Стоимость некоторых из них доступна каждому.

 

Лето с детьми: 10 правил безопасности

Чтобы отдых оставил приятные впечатления и воспоминания, а неприятности не омрачили три летних месяца, стоит заранее подумать о безопасности детей и напомнить им об этом.

1. Не все, что привлекательно выглядит, является съедобным.

Лето – самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. Если у вас есть сад, постарайтесь, чтобы в нем не росло ничего ядовитого: малыши могут просто забыть, что красивые оранжево-красные ягоды ландыша или бузину ни в коем случае есть нельзя. Поэтому лучше, если их просто не будет на участке. В любом случае установите правило: ничто незнакомое в рот не брать.

2. Осторожнее с насекомыми.

Кроме ботаники, летом наглядно можно изучать и зоологию. Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской косметикой с сильными ароматами, чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами. Что сделать, если все-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешенный для детей, и наносите его самостоятельно в соответствии с инструкцией.

3. Защищаться от солнца.

Стоит, как можно раньше познакомить ребенка с солнцезащитным кремом и объяснить, для чего и как часто им пользоваться. И даже с учетом нанесенного крема нужно не забывать про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

4. Купаться под присмотром взрослого.

Даже если ребенок уверенно плавает или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте его из виду. Так вы сможете видеть, что ребенок плавает в специально отведенном, неглубоком месте и контролировать потенциально опасные игры, которыми дети могут увлекаться в воде.

5. Надевать защитное снаряжение.

Покупка велосипеда, роликов или скейтборда должна сопровождаться покупкой шлема и прочей защиты от травм. А надевание такого снаряжения пусть станет обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать до нужного места или двадцать.

6. Выбирать безопасные игровые площадки.

Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным правилами возрастом, напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении во время катания. Во время прыжков маленького ребенка на батуте, взрослому нужно находиться рядом и не разрешать кувырки или прыжки нескольких детей на батуте одновременно. Также нужно объяснить ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность.

7. Мыть руки перед едой.

А также овощи, фрукты и ягоды. Чтобы избежать инфекций и «болезней немытых рук», летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.

8. Одеваться по погоде и ситуации.

Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей – «дышащую» и свободную. Поговорите о том, почему в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это может защитить от укусов насекомых. Обратите внимание на то, как одет ребенок, играющий на детской площадке: опасными элементами одежды считаются тесемки на футболках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

9. При грозе и молнии найти безопасное укрытие.

Даже если ребенок не боится громких звуков, а вид сверкающей молнии кажется ему завораживающим, стоит четко объяснить, какую опасность таит молния для людей на открытом пространстве, и почему необходимо переждать непогоду в закрытом помещении подальше от окон и дверей.

10. Пить достаточно воды.


 

Как уберечь ребёнка в летний период

Лето — долгожданное время для отдыха и для взрослых, и для детей. Но при всех своих плюсах: солнце, тёплые дни, плавание — летняя пора таит в себе и много опасностей.

Прежде всего, это травмы, количество которых за летний период возрастает.

Что грозит детям в летнее время

Характер травм, получаемых детьми, разнится в зависимости от их возраста. Дети дошкольного возраста больше подвержены так называемым бытовым травмам — то есть тем, которые были получены дома, на прогулке, на даче, в путешествии. И, поскольку в летние месяцы дети большую часть своего времени проводят на свежем воздухе, то опасность травм возрастает.

Помните! Даже легкие травмы могут быть опасными.

Дети дошкольного возраста целиком зависят от того, как взрослые способны помочь им в случае беды. И не стоит думать, что ушиб, порез или укус мошки — это пустяк, который «сам пройдет». В случае обширной гематомы боль может беспокоить ребенка очень долгий период, порез, ссадина могут инфицироваться, а укус обычного комара — вызвать аллергическую реакцию. Именно поэтому, первая помощь должна оказываться немедленно.

Как оказать первую помощь, если ребенок порезался или получил ссадину? Про сильные порезы и рассечения речь даже не идет, тут выход только один - срочно к врачу.

Если повреждение поверхностное нужно, прежде всего, аккуратно промыть ранку от попавшей туда грязи прохладной кипяченой водой.

Дезинфицировать порез или ссадину можно перекисью водорода, раствором мирамистина или хлоргексидина.

Что делать, если ребенок обжегся?

Если это ожог 1 степени, т. е кожа немного покраснела, его следует охладить при помощи воды, затем дать высохнуть. После обработки поврежденного участка кожи, лучше на ожог наложить мягкую повязку, которая предохранит ранку от инфицирования.

При ожогах 2 и 3 степеней — срочно к врачу!

Что делать если ребенок был укушен насекомым?

Если вы знаете, что у ребенка нет аллергии на укусы, то нужно удалить жало (если это была пчела) и приложить что-то холодное на 3-5 минут.

Если реакция ребёнка на укус бурная – необходимо немедленно обратиться к врачу (дать противоаллергический препарат) .

А если это ушиб или растяжение?

Следует дать пострадавшей части тела (чаще всего, это конечность) покой. Приложить к больному месту холод (можно даже лед из холодильника) примерно на 5-10 минут.

Не теряя времени, обработать место ушиба обезболивающим средством.

Выезжая с ребенком за город или в отпуск обязательно нужно брать с собой аптечку со всеми необходимыми средствами для оказания первой медицинской помощи. В аптечку обязательно должны входить медицинские препараты для заживления ран с противомикробным и антисептическим действием. Но если произошли серьезные травмы (переломы, ушибы, сотрясения мозга), следует оказать первую медицинскую помощь и немедленно обратиться к врачу.

Осторожно: болезнетворные микробы

Летнее тепло не только согревает, но и, к сожалению, содействует размножению болезнетворных бактерий, которые чаще всего попадают в организм с недоброкачественной пищей. Пищевые продукты и элементарное несоблюдение правил гигиены могут вызвать кишечные инфекционные заболевания.

Не забывайте обязательно мыть овощи и фрукты перед употреблением.

Правило: «Мыть руки перед едой! " - летом, как никогда, актуальное.

Перед тем как перекусить в открытом кафе на улице, обратите внимание, есть ли там умывальник.

Осторожно: солнце!

К травмам относятся тепловой удар и солнечные ожоги, получаемые ребёнком в жаркий день. Следите, пожалуйста, за тем, как одет ваш ребёнок, сколько времени он пробыл под открытым солнцем. Длительность воздушно - солнечных ванн должна возрастать постепенно с 3-4 минут до 35-40 минут. В солнечный день обязателен головной убор.

Осторожно возле водоемов

Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей!

Не оставляйте детей без присмотра при отдыхе на водных объектах!

Не отпускайте детей гулять одних вблизи водоемов!

За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение со стороны взрослых!

Следует помнить, что грязные и заброшенные водоёмы могут содержать дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и холеру!

Осторожно на дороге

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Не отпускайте ребенка без взрослых на дорогу.

Держите ребёнка за руку, не разрешайте сходить с тротуара.

Приучайте ребёнка ходить спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.

Напоминайте, что дорога предназначена только для машин, а тротуар для пешеходов.

Выучите с ребёнком стихотворение: «Коль зелёный свет горит, значит, путь тебе открыт».

Приучайте к правилу: переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному).

Не разрешайте ребёнку в общественном транспорте высовываться из окна, выставлять руки или какие-либо предметы.

Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте

Открытые окна;

Незаблокированные двери;

Остановки в незнакомых местах;

Сажайте детей на самые безопасные места (середину или правую часть заднего сиденья). Пристёгивайте ребёнка ремнями безопасности.

Не разрешайте ребёнку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения.

Выходить из машины ребёнку можно только после взрослого.

Опасности, связанные с катание на роликах и велосипеде

Крутой склон дороги;

Неровности на дороге;

Проезжающий транспорт.

Не разрешайте ребёнку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых.

Научите его останавливаться у опасных мест - выездов машин из дворов, с автостоянок и др.

Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью.

Если ребёнок ещё плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты – наколенниками, налокотниками, шлемом.

ПОМНИТЕ:

Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Экзотика – это хорошо. Заморские инфекции – опасно!

Задача родителей:

1. Применять меры по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

2. Защищать детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

P.S.: Уважаемые родители! Ваша задача максимально обеспечить защиту своего ребёнка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы.

   

Спасылкі на казкі і на шмат чаго іншага

Казкі беларускія

Прыказкі, конкурсы, сцэнарыі, загадкі, калыханкі, прыпеўкі, вершыкі і шмат іншага для беларускіх дзетак

http://kazki.by

Беларускія народныя казкі

http://www.dzietki.org/article/index.php?cid=26

 

Роля бацькоў ў развіцці беларускага маўлення дзіцяці

Засваенне дзецьмі беларускай мовы ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дашкольнікаў першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час, дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуючы яе па радыё, тэлебачанні, ад дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках.  Аднак, беларускамоўнае асяродзе ў дашкольнікаў адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць. Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей. Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.

Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага слова, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовы і народныя казкі, якія спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў. Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай - недахоп часу ў бацькоў. Адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. На жаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі.

З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце. Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага маулення, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць карыстацца ей ў далейшым.  Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе. Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добрая выхавацелька, калі бацькоў няма побач   гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу. Усё гэта ёсць у казках.

Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі -  гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям. Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жытло і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Ваша ўвага, Вашы абдымкі, Ваша сіла і абарона, Ваша пяшчота і клопат вельмі патрэбныя Вашым дзецям.

Казкі  -  гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім Ваша дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму.

Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускай мове. А мы вам у гэтым дапапожам.

 

Кансультацыя для бацькоў дзяцей дашкольнага ўзросту "Любім і паважаем беларускую культуру, мову, свядомасць!"

Часцей за ўсе бывае так, дзіця ідзе ў першы клас, а не толькі не ведае беларускай мовы, але, нават, ніколі і не чула яе меладычнасці і чысціні. Бацькі з жахам садзяцца з сынам, або з дачкой рабіць дамашнюю работу па-беларускай мове і адчуваюць, што ахапіць неахопнае адразу не атрымліваецца. Згублены нейкі перыяд часу, калі можна было далучаць дзіця да роднай мовы яшчэ з маленства. Што рабіць? Плаціць грошы рэпетытарам, альбо ёсць іншы варыянт рашэння праблемы? Прапануем маладым бацькам некалькі парад паступовага знаёмства дзяцей дашкольнага ўзросту з роднай мовай.

Па-першае, калі ваша дзіця наведвае дашкольную установу, то вы павінны ведаць, што існуюць заняткі на беларускай мове ў групах сярэдняга і старэйшага ўзросту. Акрамя таго, праводзяцца фальклорныя святы, напрыклад “Сустракаем вясну”, на якіх дашкольнікаў знаёмяць з культурай беларускага народу, яго мовай, традыцыямі, абрадамі, рамёсламі. На гэтыя святы заўсёды запрашаюцца бацькі. Вось вам і першая ступень адукацыі маленькіх беларусаў.

А далей бацькам трэба развіваць дзіця самастойна ў сям’і. З чаго пачаць? Пачніце з калыханак, чытання кніжак-малютак, прывітання на роднай мове. Затым звярніцеся да збораў ў садок у гульневай форме. “А давай апранацца па-беларуску!” – прапануйце малышу. І называйце яго адзенне: шкарпэткі, насоўка, кішэнька, каўнерык, гузікі, боцікі і г.д. Праз некалькі дзён ваша дзіця без памылак будзе знаходзіць адпаведную рэч, а потым і само назаве яе па-беларуску.

На кухне хай маці пазаве дачушку гатаваць ежу па-беларуску. Назвы садавіны, гародніны, электрапрыбораў дзеці запомняць хутка і з задавальненнем будуць ужываць іх у размове з іншымі людзьмі. Тым часам тата, займаючыся рамонтам кватэры, разам з сынам разбіраюцца, якія патрэбны цвікі, гаечныя ключы, дошкі, шпалеры і іншае.

Ідучы па вуліцы з маленькім грамадзянінам Беларусі, раскажыце яму аб памятніках архітэктуры вашага гораду, назавіце па-беларуску назвы крамаў, транспарту, дрэвы ў парку, хатніх і дзікіх жывёл. Не трэба навязваць малышу размову, калі ён змарыўся, хоча адпачыць або пагуляць. Рухайцеся паступова, але ўпарта і тады, калі ваша дзіця пойдзе у школу, вы убычыце, што нездарма бавілі з ім час, далучаючы яго да роднай мовы.

Лічыце, гэта займае шмат часу, ці патрабуе дадатковых ведаў? Не? Тады, не адкладаючы, бярэмся за работу. 



Паважаныя бацькі, дапамажыце нам далучыць дзяцей да роднай, беларускай мовы!


Вершы для дзяцей 3-4 гадоў

“Дожджык” Тадзіяна Кляшторная

Дожджык часта сыпаў, ліў,
Па двары ручай паплыў. 
Пабягу хутчэй гуляць 
І караблікі пускаць. 
Парасон я распрастаў – 
Дождж адразу перастаў. 
Напужаўся, мабыць, ён, 
Як убачыў парасон. 

“Ветлівыя словы” Тадзіяна Кляшторная

“Калі ласка”,”дзякуй”,
“Добры дзень”- 
Ветлівыя словы 
Чую ад людзей.

Ветлівымі словамі
Буду даражыць, 
З ветлівымі словамі
Лёгка жыць. 

Вершы для дзяцей 4-5 гадоў

"Лістапад" Янка Купала

З буйных ліп і бяроз
Лісты валяцца. 
Між павалаў і лоз 
Рассыпаюцца.

Шапацяць, шалясцяць
Залацістыя, 
Ўвысь галінкі глядзяць 
Пусталістыя.

А як прыйдзе вясна-
Ўсё адменіцца, 
І галінкі ізноў  
Зазяленяцца. 

“Восень” (урывак) Янка Журба

Шумяць па-асенняму            Заможная восень
Пушча і бор;                         Прыйшла ў калгас, 
На дрэвах, кустах-                Дарамі  багатымі 
Залацісты ўбор.                     Радуе нас. 

На полі калгасным
Вялікі ўраджай. 
Ляціць аб ім слава
На ўвесь родны край.


ПАЛЬЧЫКАВЫЯ ГУЛЬНІ

Пяком бліны

Па чарзе датыкацца да стала тыльным бокам ручкі і далонькай:

Матуля напячэ блінкоў

Для дачушак ды сынкоў.

Блін смятанай паліваем,

Зверху цукрам пасыпаем,

Лоўка трубачкай згарнем –

І жуем, жуем, жуем!



Пеўнік

Пеўнік раніцай прачнуўся,
(Далонь угару, указальны палец абапіраецца на вялікі, астатнія расстаўлены ўгару). 
І да сонца павярнуўся. 
(Пакруціць кісцю рукі ў розныя бакі). 
Кукарэкнуў раз, два, тры! 
( Разводзіць і зводзіць указальны і вялікі палец). 
Ты сягоння не праспі. 

Гульня “Замок”

На дзвярах вісіць замок.
(Дзеці складаюць свае ручкі ў замок). 
Хто яго адкрыць бы змог? 
(Паднімаюць “замок” угару, паказваюць). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Не расчапляючы рукі, дзеці круцяць іх спачатку ў адзін бок). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Круцяць іх у іншы бок). 
Пацягнулі 
(Дзеці спрабуюць яго “адамкнуць” і цягнуць ручкі ў розныя бакі). 
І адамкнулі 
(Паднімаюць угару і паказваюць свае вольныя ручкі). 

Гэты пальчык

(Сагніце пальцы левай рукі ў кулачок, затым, слухаючы пацешку, па чарзе разгінайце іх, пачынаючы з вялікага пальца).

Гэты пальчык – дзядуля, 
Гэты пальчык – бабуля, 
Гэты пальчык – матуля, 
Гэты пальчык – татачка, 
Ну а гэты пальчык – я. 
Вось і ўся мая сям’я! 

Гульня “Замок”

На дзвярах вісіць замок.
(Дзеці складаюць свае ручкі ў замок). 
Хто яго адкрыць бы змог? 
(Паднімаюць “замок” угару, паказваюць). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Не расчапляючы рукі, дзеці круцяць іх спачатку ў адзін бок). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Круцяць іх у іншы бок). 
Пацягнулі 
(Дзеці спрабуюць яго “адамкнуць” і цягнуць ручкі ў розныя бакі). 
І адамкнулі 
(Паднімаюць угару і паказваюць свае вольныя ручкі). 

Васьміног

(Усімі пальчыкамі, апрача двух вялікіх, дзіця імітуе шчупальцы васьмінога).
Восем пальчыкаў для ног – 
Атрымаўся васьміног. 
Колькі ног у васьмінога? 
Многа! Многа!


Адпачнём

Нашы пальчыкі прачнуліся,
Пацягнуліся, пацягнуліся… 
Страпянуліся… 
(Выконвайце ўсе гэтыя рухі). 
Па далоньцы пабеглі, 
(Па далоні адной рукі бегаюць пальцы іншай, потым наадварот). 
Пабеглі, пабеглі, 
Пакланіліся 
(Паўтарайце гэтыя рухі). 
І стаміліся – 
Селі адпачываць. 
(Патрасіце пальцамі і апусціце рукі). 

Размалёўка

А гусак усё гагоча,
Ускубнуць цябе ён хоча. 
Сядзь за партаю ямчэй, 
Размалюй яго хутчэй.


Гульні па развіццю беларускага маўлення
«Што матуліна, а што татава?»
Мэта: вучыць утвараць прыналежныя прыметнікі.

Змест. Дарослы паказвае карцінкі (сукенка, акуляры, штаны, капялюш і інш.). Дзіця называе: «Сукенка — маміна...» і г. д.



«Назаві колер»


Мэта: дапасоўваць прыметнікі да назоўнікаў па тэме: «Садавіна, ага-родніна».  
Змест.  Дарослы кідае мяч дзяцяці і называе садавіну альбо агародніну (яблык, агурок, бурак, слгва і г.д.), дзіця ловіць мяч, называе адпаведны колер (чырвоны, зялёны, чырвоны, сіняя і г. д.) і кідае мяч назад.


«Адзін ці многа?»


Мэта: вучыць змяняць назоўнікі па ліках.  
Змест.  Дарослы называе словы ў адзіночным і множным ліку, а дзіця адказвае, колькі прадметаў назва­на: адзін ці многа. У якасці гульнёвага дзеяння можна выкарыстоўваць перакіданне мяча.  

«Што надзенем ляльцы на прагулку?»


Мэта: замацоўваць лексіку без нагляд­най падказкі па тэме: «Адзенне. Абутак».  
Змест. Дарослы называе некалькі відаў адзення і абутку і прапануе дзіцяці выбраць адзін адказ. Сутнасць гульні ў тым, што дзіця можа назваць тое слова, якое яно помніць.  

«Магазін цацак»


Мэта: актыўна распазнавацъ но­выя словы.  
Змест. Дарослы апісвае новую цацку. Задача дзіцяці — хутчэй распазнаць яе і знайсці на «прылаўку магазіна».

Паважаныя бацькі!

Прапануем Вам беларускія сайты на якіх вы можаце знайсці матэрыял па навучанню дзяцей беларускай мове.

"Вясёлка" - часопiс для дзяцей i iх бацькоў

"Буся" - чытанка-маляванка для дашкольнікаў


http://www.veselka.by


Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ


https://kazki.unicef.by


Вершы.ru - нацыянальны паэтычны партал, на якiм вы знойдзеце вершы для дзяцей на беларускай мове.


http://www.vershy.ru/category/vershy-dlya-dzyatsei


Казкi беларускiя


http://kazki.by

 

Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Информацию о нормативном правовом обеспечении деятельности учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования смотрите здесь

 

Контакты

223823 Минская область, Любанский район, д.Загалье, ул.Школьная, д.15

zagalye@luban.edu.by


Тел: 8(01794)60846